
Над загадками, которые оставил после себя Леонардо Да Винчи, ученые бьются уже половину тысячелетия
Пять веков назад Леонардо да Винчи создал один из самых известных рисунков в истории — «Витрувианского человека». На первый взгляд — просто эскиз с мужской фигурой, вписанной в круг и квадрат. На деле — головоломка, которую ученые не могли разгадать более 500 лет.
Теперь же лондонский стоматолог Рори Мак Суини утверждает, что нашел ключ к геометрическому коду великого мастера.
По словам исследователя, всё дело в равностороннем треугольнике, который да Винчи упоминает в сопровождающих рисунок записях. Этот треугольник, расположенный между ног фигуры, якобы является не случайным элементом, а основой всей конструкции. Более того, он совпадает с так называемым «треугольником Бонвилла» — понятием из стоматологии, обозначающим идеальное положение челюсти.

Доктор Суини заявил, что ключ к разгадке геометрического кода рисунка заключается в конкретном упоминании равностороннего треугольника
«Мы все искали сложный ответ, а он был в словах самого Леонардо, — говорит доктор Мак Суини, выпускник Школы стоматологических наук Тринити-колледжа в Дублине. — Он с самого начала указывал на этот треугольник. Поразительно, но один рисунок передает универсальный принцип конструкции».
Когда этот треугольник используется в построении, он задает точное соотношение между размерами круга и квадрата — 1,64. Эта пропорция, по словам автора, практически совпадает с так называемым «числом проектирования» — 1,6333. Такое значение, по утверждению исследователя, неоднократно встречается в природе: от строения черепа и челюсти до атомной структуры прочнейших кристаллов и схем упаковки сфер.
«Леонардо, по всей видимости, понимал — или интуитивно чувствовал — что тело человека строится по тем же законам, что и вся Вселенная», — заключает Мак Суини.
Открытие опубликовано в научном журнале Journal of Mathematics and the Arts. В статье говорится, что текстовая ссылка на «равносторонний треугольник» указывает на метод построения, а сам треугольник совпадает с анатомической формой, обеспечивающей оптимальную работу челюсти.

Треугольник челюсти точно совпадает с упомянутым да Винчи равносторонним треугольником в «Витрувианском человеке»
Исследователи называют «Витрувианского человека» не просто произведением искусства, а научной гипотезой, предвосхитившей современные знания о пропорциях тела.
Сам рисунок был создан около 1490 года и вдохновлен трудами древнеримского архитектора Витрувия, который утверждал, что человеческое тело имеет гармоничные пропорции и идеально вписывается в геометрические формы. Однако математического обоснования он не привел. Да Винчи — привел, но завуалированно.
Ранее ученые сравнивали «Витрувианского человека» с данными почти 64 тысяч физически здоровых мужчин и женщин. Результаты показали, что параметры, такие как рост до паха, ширина плеч и длина бедра, находятся в пределах 10% от значений на рисунке. Несовпадения выявлены лишь в размере головы, размахе рук, груди и высоте колен — они чуть больше, чем предполагал да Винчи.
Леонардо да Винчи известен прежде всего как художник. Его «Мона Лиза» — самая известная и пародируемая картина, а «Тайная вечеря» — самая часто воспроизводимая религиозная работа в истории. Однако на этом список не заканчивается: он был также инженером, анатомом, изобретателем, математиком и даже геологом.
Из его примерно 15 дошедших до нас живописных работ видно одно: он постоянно экспериментировал и все его задумки сильно опережали свой век. При этом он оставил после себя концепции вертолета, танка, солнечной электростанции и даже калькулятора — пусть и не реализованные в его время.
Сегодня «Витрувианский человек» украшает монеты, учебники и футболки. А теперь, возможно, станет еще и иллюстрацией к уравнению, которое объединяет искусство, науку и человеческую анатомию.
Интерес к загадкам прошлого не ослабевает — будь то зашифрованные рисунки да Винчи, странные объекты с непонятными символами или корабли, ушедшие под воду столетия назад. Иногда разгадка находится в анатомическом треугольнике, иногда — в таинственных рунах на корпусе НЛО или в сундуках с сокровищами, поднятых со дна у берегов Ирландии.