Кризис довел россиян до того, что они начали экономить даже на товарах повседневного спроса, в том числе и на питании, выяснили исследователи.
Покупательские настроения россиян опускаются все ниже и ниже. Почти половина россиян (44%) за последние три месяца были вынуждены сократить объем покупок продуктов питания и товаров повседневного спроса. В марте потребители приобретали на четверть меньше продуктов, чем в декабре 2014 года, выяснили эксперты компании Nielsen.
Одна из основных причин – рост цен в российских магазинах. Его заметили практически все – 99% покупателей. Большинство (77%) отметили «значительное» повышение цен: плюс 20% по сравнению с декабрем 2014 года и +47% по сравнению с августом 2014 года.
«Для сравнения, на протяжении кризисного 2009 года число уменьшивших покупки колебалось в пределах 25-30%, – констатируют авторы исследования покупательского поведения россиян в условиях кризиса. – В период кризиса 2009 года о «значительном» подорожании продуктов сообщали чуть более половины потребителей».
Сегодня, по ощущениям россиян, цены за первые три месяца года выросли на треть. Сильнее всего подорожали сыр, свежие фрукты и овощи, свежее мясо, мясо птицы и мясные продукты – увеличение ценников в этих категориях в марте по сравнению с декабрем 2014 года отметили более 95% потребителей.
В основном россияне отказываются от снэков, чипсов (71%), премиального алкоголя (70%), фруктовых соков (56%), шоколада (53%) и сыра (53%). 47% россиян ограничивают себя в покупки фруктов, а 43% – в молочной продукции.
Еще одна тенденция – россияне предпочитают делать покупки в дискаунтерах. Как отмечают аналитики компании, это единственные магазины, где сохраняется приток новых покупателей, которые при выборе точки совершения покупки руководствуются, во-первых, уровнем цен, во-вторых, соотношением цена-качество на представленные товары и, в-третьих, наличием привлекательных промо-предложений.
Аналогичные выводы делают и аналитики ИХ «Ромир», которые констатируют: средний чек россиян в марте вырос только в дискаунтерах. В остальных магазинах он практически не изменился. Причину такого положения дел эксперты видят в последней тенденции поведения потребителей – россияне в поисках лучшей цены обходят большее число магазинов.
«В частности, если в течение почти всего 2014 года фиксировалось сокращение числа посещаемых магазинов с целью экономии затрат. То по результатам марта можно говорить о том, что, как и во время кризиса 2008-2009 годов, потребители начали посещать большее количество магазинов в поисках лучших ценовых предложений. При этом, возможно, бессознательно при каждом посещении магазинов они тратили те же суммы, что и месяцем раньше», – уточняют в «Ромире».
Именно дискаунтеры привлекают якобы низкими ценами все большее количество покупателей. При каждом посещении торговой точки покупатели находят что-то для себя интересное, стремятся сделать закупку по выгодной цене, а в итоге – оставляют большие суммы на кассе.
По данным «Ромир», средний чек в марте составил 589 рублей. Больше всех оставляют за поход в магазин жители Дальневосточного (695 рублей) и Центрального (680 рублей) федеральных округов. Самые экономные покупатели – на Урале и Приволжье, в этих округах средний чек составил 498 рублей.
Впрочем, не все так плохо. Как констатируют исследователи Nielsen, хорошие новости для сегодняшних покупателей заключаются в отсутствии плохих. В частности, на фоне стабилизации курса рубля обеспокоенность валютными колебаниями снизилась с 49% в декабре 2014 до 36% в марте 2015 года. А запрет на ввоз ряда продовольственных категорий волнует сегодня менее четверти (23%) россиян.
По словам председателя совета директоров ПАО «Объединенная микрофинансовая корпорация» Павла Сигала, пока потребителям не стоит настаиваться на хорошие новости, но и сильного негатива ждать не стоит.
«По крайней мере, в ближайшие три месяца ждать роста доходов или снижения инфляции не приходится, – считает Павел Сигал. – Но я не думаю что надо настраиваться на плохие новости. Та ситуация, которая сложилась сейчас, то повышение цен, которое произошло, уже произошло. В дальнейшем я не думаю, что будет снижение инфляции. В тоже время и роста доходов тоже не предвидится. Падения курса рубля тоже не будет. Он будет колебаться в зоне 50-60 рублей за доллар. В некоторых сегментах экономики, будет снижение доходов за счет сокращения выручки и оборотов компаний. Особенно если будет сохранена нынешняя учетная ставка и такие же проценты за кредит. В целом, если продолжится ужесточение контроля со стороны ЦБ за банками, последним даже при повышенных ставках будет просто невозможным выдавать кредиты».
Что касается сроков окончания кризиса, напомним, ранее президент Владимир Путин заявил, что на восстановление экономики потребуется порядка двух лет. «То, что мы сейчас видим, – и с укреплением рубля, и с ростом рынков, и по некоторым другим позициям, – я думаю, может быть, это произойдёт и быстрее. Где-то в районе примерно двух лет, – высказался он в рамках горячей линии. – В этом году мы ещё прогнозируем определённый спад производства. Но мы и на начало года исходили из того, что спад производства будет существенным. Этого не произошло».