Дороги и транспорт Спецоперация на Украине Отечественная замена Boeing и Airbus — что мы знаем о самолете МС-21

Отечественная замена Boeing и Airbus — что мы знаем о самолете МС-21

Контракты на поставку лайнера уже заключены с российскими авиакомпаниями

МС-21 может использоваться и как среднемагистральный лайнер, и как дальнемагистральный

Санкции Запада, введенные из-за спецоперации на Украине, сильно ударили по отечественной гражданской авиации, которая вряд ли в ближайшее время сможет рассчитывать на зарубежные самолеты Boeing и Airbus. На замену им может прийти МС-21, который строят на Иркутском авиазаводе, и который, по мнению президента России Владимира Путина, лучше западных аналогов по многим параметрам. Но для этого ему нужно пройти большой путь до выхода «на конвейер».

Исследования и конструкторские работы по созданию МС-21 начались в 2008 году, в 2016-м его презентовали премьер-министру России Дмитрию Медведеву и пообещали, что через год лайнер проведет первый полет.

МС-21 с американским двигателем Pratt&Whitney впервые поднялся в воздух 28 мая 2017 года.

Британское издание Reuters заявило после этого, что собранный на Иркутском авиазаводе лайнер показал крупнейшим корпорациям путь к изменениям в строительстве самолетов будущего. Недавно самолет с первым серийным номером вернулся в авизаводские цеха для смены мотора.

МС-21 с российским двигателем ПД-14 впервые взлетел 15 декабря 2020-го. Переход на отечественные моторы состоялся из-за экономических санкций, введенных Соединенными Штатами в отношении России в 2018 году. В 2020-м их запустили в серийное производство в Перми.

Сертификационные испытания лайнер проводил в прошлом году, в частности, в декабре 2021-го самолет МС-21 впервые приземлился в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту. В январе 2022-го успешно прошел испытание низкими температурами в Якутии.

Самолет претендует на коммерческую нишу, занятую лайнерами Boeing-737 и Airbus A320.

У МС-21 лучший показатель весовой доли углекомпозитов в конструктиве среди российских самолетов — составляет 35%. Это позволяет улучшить характеристики лайнера и уменьшить затраты на производство.

Локализация (доля отечественных компонентов) МС-21 в 2014 году оценивалась в 50%, в 2022-м ее планируют довести до 97%. В частности, в России производятся и собираются крылья и фюзеляж, шасси, двигатели (с 2018 года), гидравлика, силовые установки и другие компоненты.

Семейство МС-21 включает две модели: МС-21–200 (рассчитанный на 132–165 пассажиров) и МС-21–300 (способен вместить от 163 до 211 пассажиров). Самая плотная компоновка предусматривает большее количество кресел, чем у Boeing 737 MAX и Airbus A320neo. Это позволяет снизить потребление топлива почти на четверть по сравнению с другими современными самолётами аналогичного класса, уменьшить время пребывания в аэропорту на 20% и повысить комфорт пассажиров.

В конце декабря 2021 года первый серийный образец МС-21 с российскими крылом и двигателем поднялся в небо.

Глава Минпромторга Денис Мантуров анонсировал начало поставок лайнера авиакомпаниям в третьем квартале 2022-го. До конца года планируется выпустить четыре образца с российским композитным крылом и американским двигателем. «Твердые контракты» на поставку самолетов уже заключены с российскими авиакомпаниями «ИрАэро» и «Аэрофлот».

Как рассказал ИА «ИрСити» заслуженный военный летчик России, генерал-майор Владимир Попов, МС-21 нужно запускать в серийное производство уже сейчас, не дожидаясь европейской сертификации лайнера. По его словам, из-за введенных Западом санкций, Россия не сможет рассчитывать на техническое обслуживание самолетов иностранного производства, замену комплектующих после выработки ресурса и так далее. В таких условиях отечественные перевозчики смогут пользоваться «Боингами» и «Аэробусами» от года до двух лет, после чего им неминуемо понадобится замена.

Он также отметил, что МС-21 может использоваться и как среднемагистральный лайнер, и как дальнемагистральный — это зависит от числа пассажиров, находящихся на борту. По мнению эксперта, разработанные отечественные технологии позволят лайнеру Иркутского авиазавода конкурировать с ведущими зарубежными аналогами.

«Если заводские возможности иркутского завода будут позволять, то производство можно будет наладить уже сегодня. Испытания прошли, внутренняя сертификация скоро завершится. Думаю, возможности завода в Иркутске позволят строить восемь-десять самолетов в год. Также можно организовать производство на казанском заводе или в Ульяновске, и тогда мощности увеличатся до 30–40 машин в год», — подчеркнул Попов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем