Каждое лето в Псковскую область съезжаются туристы со всей страны: здесь находится более 5 тысяч объектов культурного наследия. Особой популярностью пользуются Псковский кремль, Порховская и Изборская крепости, древнее Труворово городище с шестиметровым защитным валом. Чтобы с комфортом добраться к достопримечательностям, большинство приезжих пользуются услугами такси.
Как псковские таксисты переживают ежегодный наплыв туристов и за счет чего живут в остальные месяцы, рассказал 30-летний водитель Илья. Бывший менеджер по продажам, он таксует уже четвертый год. За это время накопил на новую машину и успел поездить не только в родном Пскове, но и в Санкт-Петербурге.
— Илья, когда туристический сезон в разгаре, не надоедают ежедневные поездки в кремль?
— Ну есть еще и Печоры, и Порхов. По церквям часто вожу людей, в тот же Мирожский монастырь. А кремль да — процентов девяносто всех летних поездок. В сезон туристов действительно много, из самых разных городов, многие с детьми. С пяти утра я уже на линии, это самый пик: вокзал, аэропорт, повышенный коэффициент.
— Выручка большая?
— В Печоры чистыми выходит 600 рублей, в Порхов — полторы тысячи. С утра те же деньги можно спокойно сделать по городу. К 12 часам обычно успеваю заработать две тысячи на руки, потом обед — и до конца смены еще тысячу-полторы. Заказы практически не заканчиваются.
— Туристический сезон закончился. Заказов стало поменьше?
— Ну нет, осенью как раз все выходят из отпусков и надо на работу добираться, детей опять возить по садикам-школам. А там дело к зиме, многим хочется поспать утром подольше — и проще сто рублей заплатить за такси, чем спозаранку топать на автобус…
— А если еще и мороз, машина с утра не завелась...
— Да, тогда тоже вызывают такси, в том числе чтобы прикурить автомобиль — таких заказов зимой много, и платят, как за поездку. В общем, у нас круглый год «горячий сезон».
— А в отпуск-то удается выбраться или хотя бы выходные устроить?
— По выходным катаюсь крайне редко. Иногда у нас бывают бонусные программы: надо закрыть определенное число заказов за неделю. В этот раз мне нужно было сделать 119 поездок, вышел ненадолго в субботу, чтобы добрать, и получил бонусные три тысячи рублей. А так у меня пятидневка, вечера свободные, успеваю и в спортзал сходить, и дома побыть.
— Семья большая?
— Жена, две кошки, кот и попугай. С супругой вместе планируем отпуска. Последний раз были в Сочи, ездили в станицу Голубицкую, в Абрау-Дюрсо. До пандемии летали на Кипр, сейчас отдыхаем в пределах страны, ездим на своей машине.
— А какая машина у вас?
— «Лада-Гранта», купил ее почти год назад, в разгар пандемии. Это моя первая машина из салона, раньше был старенький «Логан», а до него — еще несколько подержанных иномарок. Начинал вообще с «Форда-Транзит», я тогда только получил права и занимался грузоперевозками. Но вот созрел наконец на новый автомобиль, хотелось взять что-то доступное, максимально простое в эксплуатации и без кредитов. Нравится, что на техобслуживание и мелкий ремонт тратиться пока не приходится — у машины три года гарантии. С сентября 2020 года у меня уже 45 тысяч пробега, но каждый километр себя окупил.
— И все-таки не жалко было на новеньком автомобиле сразу таксовать?
— Мне везет, большинство пассажиров — опрятные и адекватные. Я сейчас вожу в основном за безнал, а это, как правило, молодежь. А вообще, чистый новый автомобиль — это плюс к рейтингу.
— А у вас сейчас рейтинг какой, если не секрет? И насколько это влияет на заказы, на прибыль?
— Прямо сейчас — 4,95, обычно стараюсь держать 4,99. Плюс есть еженедельная статистика, обновляется каждую среду. На этой неделе мне написали, что я вошел в 2 процента лучших водителей по городу. Такая система придает азарта, мотивирует: держать салон в чистоте, улыбнуться лишний раз, включить хорошую музыку.
Чем выше очки приоритета, тем больше шансов получить заказ, если на одной точке будет сразу несколько водителей. Но в Пскове, кстати, не так много таксистов, возможности есть у всех. В Питере пару дней катался — там всё гораздо жестче, конкуренция чувствуется.
— Расскажите про время в Питере? Что нужно сделать, чтобы начать выполнять заказы в другом городе?
— Специально оформляться не нужно, можно выполнять заказы в любом городе. В Санкт-Петербурге я был по делам и заодно решил подзаработать. Очень удобно.
— А пассажиры отличаются в разных городах?
— Особо не заметил. Еще года три назад люди, кажется, были поразговорчивее. У нас в Пскове туристы всё так же восхищаются городом, иногда спрашивают, где можно купить сувениры. Но в основном все уже едут подкованные, маршрут заранее изучают в интернете. Все в наушниках, с телефонами — задушевных бесед не ведут, но зато и не возмущаются, не торгуются лишний раз.
— А курьезные случаи бывали?
— Был заказ в аэропорт, подходит женщина: «Ой, извините, на номер-то я не посмотрела». А у меня номер — три шестерки. Дала мне сто рублей, вызвала другую машину — слишком уж, говорит, суеверная. Священника как-то возил, так он перед поездкой перекрестил автомобиль.
— Вы так увлекательно рассказываете о своем деле. Наверное, всех знакомых уже переманили в такси?
— Да я ведь сам пришел сюда вслед за другом. Мне кажется, это профессия для тех, кому нравится быть за рулем. Если идешь с отношением, что надо «отпахать», то сколько денег ни заработай, всё будешь раздраженный, злющий, и пассажиры это чувствуют. Я вот готов сколько угодно кататься. Люблю ставить цели: сделать столько-то поездок, заработать такую-то сумму — каждый день выхожу на смену с азартом и настроением.