26 декабря в Русской Православной Церкви вспоминают пять мучеников севастийских: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, которые пострадали за Христа при императоре Диоклетиане (284-305) в Севастии, в Армении. Как сообщила ПАИ информационная служба Псковской епархии, в числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник Святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили. Увидев их мученическую смерть, Святой Мардарий, из простого народа, также исповедал свою веру, за что был повешен вниз головой. За исповедание христианской веры мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Молодой воин Святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой Святого Евстратия. Мученик Евстратий скончался 13 декабря (ст. стиль).
Настоятель храма св. Апостола Матфея в Писковичах (Псковский район) протоиерей Евгений Найдин рассказал: «Севастийские мученики особо стоят и чтятся перед Рождеством, 26 декабря. Мученик – это человек, который до конца пошел за Христом. Мученичество – дар Божий людям, оно требовало великой веры и особенного духовного состояния. Мученики - это воины духа, представьте себе, если сейчас начнутся гонения на веру? Многие ли из нас пойдут за Христом до конца?
Как мучили их плоть, Господь знает и они, пережить это по человеческому естеству и терпению невозможно, пытки были страшными и только князь мира сего, существо злобное и лукавое, мог ввергать в такие мучения праведников. Римская империя с ее пантеоном - идолищем всем богам не переживала никаких гонений на языческие культы, любая языческая религия принималась, кроме веры во Единого Бога. Святой Климент Александрийский говорил, что кровью мучеников прорастает наша вера. Севастийские мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали в период гонения на христиан в Армении, которая была периферией Римской империи. Армения тогда уже слышала о христианстве, но страдания за Христа известных людей, этот пример мученичества сильно повлиял на принятие христианской веры на территории Армении.
Армянская земля - очень древняя земля, в древности – перекресток цивилизаций, и ее первые мученики послужили тем семенем, из которого проросла вера христианская в Армении, и кровь мучеников была пролита не зря, на этой крови выросла Армянская церковь. Севастийские мученики стали прообразом того сонма угодников Божиих, которые потом имя Христово принесли по горам и весям Армянской земли.
Вся христианская Церковь вставала на крови мучеников, на святых костях. Мы служим, в буквальном смысле слова, на костях. Божественная Литургия - Приношение, бескровная Жертва совершается на антиминсе, а в него вшиты частички святых мощей мучеников. Без антиминса священник не имеет права совершать Литургию. Можно постелить антиминс на пенечек, на стол и совершать Литургию, и только в смертном случае священник имеет право совершать Божественную Литургию на своей груди. Вся наша Церковь освящена и укреплена мученической кровью и святыми костями Божиих Угодников и исповедников веры Христовой».
В Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре Псковской епархии в храме св. Апостола Иоанна Богослова (XVI в.) сохраняется нижний придел в честь пяти севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста - первая половина XIX века.
REGIONS.RU