Образование Подробности «Плохо учишься — будешь дворником» не работает: почему отличники не могут построить карьеру

«Плохо учишься — будешь дворником» не работает: почему отличники не могут построить карьеру

Высокие оценки в школе не всегда гарантируют лидерство и успех во взрослой жизни

276
Отличники часто оказываются исполнителями, а не лидерами, ведь привычка жить по правилам мешает рисковать | Источник: eugene barmin / Ru.freepik.comОтличники часто оказываются исполнителями, а не лидерами, ведь привычка жить по правилам мешает рисковать | Источник: eugene barmin / Ru.freepik.com

Отличники часто оказываются исполнителями, а не лидерами, ведь привычка жить по правилам мешает рисковать

Источник:

eugene barmin / Ru.freepik.com

Пятерки в дневнике, грамоты, победы на олимпиадах — казалось бы, светлое будущее отличника предрешено — растет президент или топ-менеджер. Но на деле всё чаще оказывается наоборот: карьерные вершины остаются где-то в стороне. Почему так происходит, рассказал социальный психолог Алексей Рощин изданию «Абзац».

По его словам, в школе отличники чаще всего сосредоточены не на самом предмете, а на оценке и похвале.

«Когда такие люди попадают в реальный мир, они начинают ждать указаний от начальства, не зная, что делать, если нужно проявить самостоятельность. Отличник не может привнести в решение свое собственное понимание, он лишен инициативности», — пояснил эксперт.

Поэтому во взрослой жизни им труднее брать на себя ответственность и действовать нестандартно. Работодатели же видят в них скорее исполнителей, чем лидеров.

«В итоге, — отметил Рощин, — даже если такие люди добиваются успеха, то делают это гораздо реже, чем их менее академически успешные одноклассники».

Еще одна сложность — зависимость от чужой оценки. С детства отличники привыкают, что их хвалят за каждую пятерку, и с возрастом начинают ждать того же от начальства или коллег. Внутренняя мотивация при этом остается на вторых ролях.

Кандидат психологических наук Александра Фокина добавила:

«Поощрение детей деньгами за оценки — не лучшая идея. Такая система не формирует настоящей мотивации к знаниям, а скорее служит успокоением для родителей».

По ее словам, в будущем это может мешать ребенку выстраивать самостоятельные цели и принимать важные решения без внешнего поощрения.

Выходит, что быть отличником — еще не значит автоматически быть готовым к взрослым играм в бизнес и карьеру. Иногда умение ошибаться и искать свои пути оказывается куда полезнее, чем красивая школьная тетрадь без исправлений.

Кстати, специалисты всё чаще подчеркивают, что именно мелкие детали в воспитании формируют будущий характер и способности. И неудивительно, ведь всего 6 советских привычек помогут воспитать гения — вы и не подозревали о таком эффекте.

Как считаете, влияют ли оценки на шансы преуспеть в жизни?

Да, отличники чаще добиваются успеха
Нет, оценки ни на что не влияют
Согласен(на) с психологами, отличникам не хватает лидерских качеств и креатива
ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость