Полисы ОСАГО в ряде регионов заметно подорожают. Список 30 регионов и населенных пунктов, где предлагается решить проблему высокой убыточности «автогражданки» за счет повышения территориального коэффициента, опубликовал вчера Банк России. Страховые компании полагают, что это лишь одна из необходимых мер.
Вчера Банк России опубликовал проект указания, в котором в 31 регионе предлагается повысить территориальные коэффициенты, влияющие на конечную стоимость полиса ОСАГО. Стоит отметить, что в Москве и области, равно как и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, коэффициенты сохранятся на прежнем уровне. А вот самый высокий в стране региональный коэффициент будет применяться в Мурманске – 2,5. Не так далеко ушел и Челябинск – территориальный коэффициент в столице Южного Урала вырастет с 2 до 2,4, то есть почти на 800 рублей. При этом конечная стоимость полиса у владельцев мощных автомобилей, молодых водителей и водителей с небольшим стажем вождения возрастет еще более заметно. В число лидеров по росту стоимости ОСАГО вошли также Ульяновск, Димитровград, Апатиты, Белогорск, Благовещенск и Североморск, где страховка вырастет примерно в полтора раза.
Изначально участники рынка настаивали на повышении базового тарифа ОСАГО, который ни разу не менялся с момента появления автогражданки, составляя 1980 рублей. Однако Банк России предлагает сравнять убыточность ОСАГО за счет увеличения региональных тарифов, которые ранее уже подвергались корректировке. По оценкам экспертов, в некоторых регионах убыточность уже достигла критического уровня 77% и даже перешагнула этот рубеж. И с учетом увеличения предельного размера страховых выплат (в Госдуме ко второму чтению готовятся поправки в закон об ОСАГО. – Прим. ред.) эксперты опасаются, что это еще больше увеличит убыточность страховых компаний.
Согласно проекту Банка России, цена на ОСАГО вырастет на 10-20% в Адыгее, Башкирии, Бурятии, Республике Марий Эл, Мордовии, Татарстане, Удмуртии, Хакасии, Чувашии, Камчатском крае, Амурской, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Курской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Томской, Ульяновской, Челябинской и Ярославской областях и Ненецком автономном округе.
Как отмечает руководитель управления методологии обязательных видов компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, планируемое увеличение территориальных коэффициентов в ОСАГО не повлияет на изменение политики продаж ОСАГО. «Изменение коэффициентов в большинстве регионов не позволит улучшить убыточность до того уровня, при котором этот вид страхования станет рентабельным», – уверен Денис Макаров.
«Коррекция региональных коэффициентов – лишь одно из целой серии мероприятий, которые необходимо реализовать», – уверен первый заместитель председателя правления СК «СОГАЗ» Николай Галушин. По его словам, тарифы по ОСАГО не пересматривались с момента запуска закона, производилась лишь однократная коррекция региональных коэффициентов по ряду регионов. «Назрела острая необходимость внесения изменений в закон об ОСАГО и в подходы к тарификации. В их числе – пересмотр базовой величины тарифа, досудебный порядок урегулирования претензий, регламентация действия закона «О защите прав потребителей» при нарушении прав страхователей по срокам рассмотрения убытков по ОСАГО, отношение к покрытию УТС и износа. Необходимое срочное и комплексное решение, вплоть до полной либерализации тарифов», – уверен эксперт.
Председатель регионального отделения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй уверен, что никаких оснований для повышения тарифов по ОСАГО нет. «По отчетам страховых компаний я не заметил особой убыточности по ОСАГО. Только «скромные» миллиардные прибыли», – не сдерживает эмоций Алексей Бруй. Эксперт уверен, что ценить размер убыточности ОСАГО в принципе сложно, поскольку на это влияет много факторов, в том числе и мошенничество в сфере ОСАГО и каско.
«Не секрет, что сегодня страховые компании занижают выплаты в 2-3, а то и 10 раз. Логично, что автовладельцы обращаются в суд. С новыми поправками, которые планируют ввести, занижать выплату у страховых не выйдет, поскольку взаимодействие страховой и сервиса будет идти изначально», – комментирует Алексей Бруй.
По данным Ассоциации по защите прав автострахователей, мошенничество в ОСАГО достигло катастрофических масштабов. «Это связано это с тем, что страховым компаниям приходится платить огромные штрафы по решениям судов. Для мошенников рентабельность повысилась в разы, и во многих регионах автомошенничество стало одной из форм "бизнеса"», – сетует руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин. Так, например, автовладелец оформляет кредит на покупку автомобиля, а потом заявляет, что у него «пропал салон» – это дает возможность нечестным путем отсудить у страховой компании крупную выплату и при этом даже нет необходимости устраивать подставную аварию и повреждать автомобиль. На вырученные деньги он покупает мотоцикл. Его сосед видит это, и вскоре у его кредитного автомобиля тоже «пропадает салон».
«Остановить этот процесс невозможно. Такие «предприниматели» серьезно бьют по карману страховщиков. До 40% выплат по ОСАГО получают мошенники. Таким образом, страховой бизнес становится нерентабельным, и страховые вынуждены уходить из регионов», – возмущается Максим Ханжин. По его мнению, мошенничество в сфере автострахования напрямую связано с существующей системой тарифов. «Чем ниже тарифы, тем хуже у страховщиков сборы и, как следствие, тем труднее им выплачивать ущерб. И тем больше отсуживают и получают мошенники. В конечном итоге страдает вся отрасль», – комментирует Максим Ханжин. Он считает, что увеличение территориальных коэффициентов в убыточных регионах способно выровнять дисбаланс.
«Но одновременно с повышением базового тарифа необходимо ужесточить ответственность страховщиков за невыплаты. Общество готово к повышению тарифов, все понимают, что цены на запчасти, на авто, на топливо только повышаются, от страховщиков же все ждут ясного и прозрачного обоснования того или иного тарифа», – комментирует Максим Ханжин, добавляя, что, конечно, тариф на полис обязательного автострахования повышаться должен, но так, чтобы он становился при этом стимулом для аккуратного вождения. «Сегодня же получается так, что дисциплинированный автовладелец, покупая полис ОСАГО, платит и за себя, и «за того парня», который постоянно нарушает ПДД», – резюмирует эксперт.
Фото: Фото с сайта News.auto.meta.ua