Бизнес Страховщики не застрахованы от кризиса

Страховщики не застрахованы от кризиса

Для российских страховых компаний наступают непростые времена. Отечественный рынок страхования все еще находится в стадии формирования и в ближайшие два года будет испытывать беспрецедентное давление в связи с резким падением сборов во всех сегментах...

Для российских страховых компаний наступают непростые времена. Отечественный рынок страхования все еще находится в стадии формирования и в ближайшие два года будет испытывать беспрецедентное давление в связи с резким падением сборов во всех сегментах.

Последствия разрастающегося глобального кризиса могут быть весьма болезненными для российских страховых компаний. Аналитики рейтингового агентства Standard & Poor’s в опубликованном в феврале отчете связывают это со структурными недостатками российской страховой отрасли и недостаточным опытом большинства компаний по построению бизнеса в сложной экономической ситуации, в условиях отсутствия роста премий.

В России, согласно статистике Федеральной службы страхового надзора, продажей страховых продуктов занимаются почти 800 компаний, однако степень концентрации страхового рынка довольно высока. На долю десяти крупнейших страховщиков приходится более 60% собираемой страховой премии. Остальная часть страхового рынка фрагментирована и характеризуется большим числом мелких, недостаточно капитализированных компаний, занимающих очень небольшую долю рынка.

На фоне столь сильных позитивных факторов развития российского страхового рынка как низкий уровень рисков, связанных с катастрофами, и высокая рентабельность направления корпоративного бизнеса, есть и целый ряд слабых мест. Прежде всего, это недостаточная финансовая грамотность населения и низкая капитализация значительного числа компаний. Кроме того, инвестиционные стратегии многих страховых компаний являются высокорискованными. А «сугубо российские проблемы» отрасли, такие как непрозрачность страховой отрасли, неадекватно рассчитанные страховые тарифы и крайне низкий спрос на долгосрочные виды страхования среди населения вряд ли добавят страховому рынку динамики.

Отметим, что среди важнейших рисков для отрасли, по мнению аналитиков агентства Standard & Poor’s, выделяются риск рецессии в экономике страны, влияющий в том числе и на показатели страхового сектора, а также высокая инфляция, сказывающаяся на размере страховых выплат и расходов страховых компаний. Рентабельность страхового бизнеса в условиях кризиса снижается, при этом во многих направлениях сохраняются неадекватно установленные тарифы, в частности в обязательном страховании автогражданской ответственности, на долю которого в настоящее время приходится 14% страховых сборов. Если на протяжении первых лет действия закона об ОСАГО данный вид страхования обеспечивал компаниям стабильный денежный поток, то в последние пару лет ОСАГО стало убыточным направлением ввиду того, что тарифы за прошедшие пять лет не пересматривались ни разу, а расходы компаний неуклонно возрастали. ОСАГО не только один из самых социально значимых, но в то же время и один из наиболее «проблемных» сегментов страхового рынка.

Причем недовольство высказывают не только страховые компании, но и их клиенты. По данным ФССН за четвертый квартал 2008 года, в центральный аппарат службы поступило почти 4,5 тысячи жалоб, при этом в доброй половине обращений (56,7%) были высказаны претензии автовладельцев о низком качестве страховых услуг в сегменте ОСАГО: «лидирует» несоблюдение страховщиком установленных сроков выплаты страхового возмещения, занижение размеров страховых выплат, отказ в выплате и несогласие с размером выплаты при нанесении вреда жизни и здоровью. Также страховые компании, по мнению их клиентов, «грешат» неверным расчетом страховой премии, граждане зачастую несогласны с размером возвращаемой при досрочном расторжении договора части страховой премии. В целом же в ФССН отмечают, что число обращений недовольных клиентов страховых компаний в надзорное ведомство значительно возросло: в прошлом году поступило 14 240 жалоб, что на 35% превысило показатель 2007 года. Очевидно, что противостояние сторон из года в год лишь усиливается. А рост страховых премий замедляется.

«Сложившаяся на финансовых рынках ситуация отразилась на сборах всех без исключения страховых компаний в четвертом квартале прошлого года. Нестабильное положение в экономике страны окажет негативное влияние и на сборы страховых премий в первой половине 2009 года, – рассказывает директор департамента организации страховой деятельности компании «ГУТА-Страхование» Олег Полетаев. – По итогам первого полугодия вряд ли можно будет ожидать существенного увеличения сборов. Возможно, к середине года потребители смогут спокойно планировать собственные доходы, что приведет к возврату потребительской активности на прежний уровень».

Бум потребительского кредитования обусловил рост страхования частных лиц, сделав банковские отделения важнейшим каналом продаж страховых продуктов. Однако в настоящее время рост розничного кредитного портфеля большинства банков остановился, и аналитики прогнозируют, что это приведет к падению сборов страховых компаний в данном секторе на 40%. По словам Олега Полетаева, сокращение сборов явно прослеживается не только в сегментах, связанных с розничным кредитованием – автостраховании, ипотечном страховании, страховании заемщиков от несчастного случая, – но и в сегменте страхования имущества юридических лиц, которое прежде также выступало залогом по банковским ссудам.

Как отмечают аналитики агентства Standard & Poor’s, корпоративные направления страхового бизнеса, которые были прибыльными в течение последних трех лет, также могут лишиться значительной доли страховых премий по мере усиления конкуренции между крупнейшими страховыми группами. Директор Приволжской дирекции компании «РОСНО» Владимир Паршаков полагает, что, несмотря на рецессию в экономике, партнерство кредитных организаций и страховых компаний все же содержит большой потенциал: «Даже в условиях кризиса банки по-прежнему могут выступать посредниками при продаже полисов, например, по страхованию жизни, которое в нынешних условиях будет наиболее востребовано».

Впрочем, кризис ликвидности, затронувший банковский сектор осенью прошлого года и приведший ряд крупных банков на грань банкротства, уже заставил большинство страховых компаний пересмотреть заключенные соглашения и более взыскательно подходить к выбору деловых партнеров.

«Самый простой способ разорить страховую компанию – сотрудничать с плохим банком, – подчеркивает руководитель дивизиона «Юг» группы «Ренессанс Страхование» Константин Городецкий. – В последние несколько лет основным драйвером роста страхового рынка выступал банковский канал: за счет бурного развития кредитования населения и юридических лиц рынок рос в среднем на 20-25% в год. Сегодня в условиях нестабильности на финансовом рынке страховые компании предпочитают «брать качеством, а не количеством», выбирая наиболее устойчивых и финансово сильных партнеров и посредников».

По мнению аналитиков, в меньшей степени кризис затронет наиболее крупные и наиболее развитые компании. Руководство крупнейших компаний осознает возможные проблемы и готово к их решению. Кроме того, крупные страховщики обладают хорошо развитыми процедурами риск-менеджмента. Акционеры страховых групп понимают, что уровни роста премий последних лет не сохранятся и ради поддержания стабильности придется пожертвовать текущей доходностью бизнеса.

Проблемы, по мнению экспертов, в первую очередь возникнут у страховых компаний, которые проводили агрессивную инвестиционную политику в связи с риском высоких убытков от вложений в акции, котировки которых обвалились во втором полугодии прошлого года. «Мы ожидаем, что постоянное давление на страховой сектор будет оказывать общее низкое качество страховых инвестиционных портфелей, в том числе банковских депозитов и корпоративных облигаций, – считает кредитный аналитик агентства Standard & Poor’s Виктор Никольский. – Резкое сокращение ликвидности и ухудшение показателей качества активов в российском банковском секторе будут лишь обострять проблему».

Сегодня, по мнению Виктора Никольского, одной из серьезных угроз, стоящих перед страховой отраслью, является демпинг со стороны небольших и недостаточно надежных компаний, не имеющих достаточно крупной капитальной базы для преодоления периода циклического спада.

Но кризис будет иметь и некоторые положительные последствия для сектора. Успешные компании, пережившие кризис, будут тщательно следить за балансами, избегать рисков, связанных с вложениями в финансовые инструменты, ограничат вложения в недвижимость и ценные бумаги, а также будут более взвешенно подходить к выбору контрагентов, следить за рейтингами и отчетностью банков, в которые инвестируют свои средства. Остаться «на плаву» в кризисные времена страховым компаниям поможет диверсифицированный страховой портфель. По мнению Олега Полетаева, речь идет о портфеле, в котором ОСАГО и каско составляют не более 60%. «В таком случае колебания по сборам в данных видах будут покрыты за счет финансового результата от прочих видов страхования», – отмечает эксперт. Крупные игроки окажутся в привилегированном положении не только благодаря сбалансированному портфелю, разветвленной сети и грамотно выстроенному риск-менеджменту, но и узнаваемости бренда.

«Из страхования уйдут недостаточно квалифицированные и капитализированные страховщики и останутся компании с более высоким уровнем прозрачности и качеством услуг, – поясняет Виктор Никольский. – Компании расширят каналы распространения, в том числе прямое страхование для сокращения расходов на ведение страховой деятельности. В краткосрочной и среднесрочной перспективе текущие расходы будут оптимизированы, и существовавшая ранее проблема дефицита кадров в секторе станет менее острой».

Кризис приведет к изменению всей российской страховой отрасли, которая должна будет доказать устойчивость в непростые времена. Представители страховых компаний сохраняют оптимистичный настрой: «В 2009 году проявятся истинные ценности страхования для клиентов, ищущих возможность сохранить достижения в нестабильные времена. Актуальность страхования как инструмента управления рисками и защиты от непредвиденных расходов многократно возрастает в условиях затрудненного доступа к кредитам и другим видам внешнего финансирования», – уверен Константин Городецкий.

Фото: Фото с сайта Ibudget.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления