Если вы родились до 1967 года и вам уже за 40, можете смело не читать, это не про вашу пенсию. А те, кто сейчас работает и о пенсии еще не думает – пора бы уже и задуматься!
В понедельник, 17 марта сего года, председатель «Банка развития» Владимир Дмитриев встретился с журналистами. Тут надо напомнить, что «Банк развития» – это «Внешэкономбанк», он же Госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», хранитель почти всех пенсионных накоплений граждан на сегодня. Создан в июне прошлого года на базе «Внешэкономбанка». Капитал сформирован за счет трех источников: средств Стабфонда, имущества «Внешэкономбанка» и акций российского «Банка развития».
Так вот, глава этого банка, или, вернее, Госкорпорации, заявил: «Мы считаем целесообразным инвестировать свободные средства «молчунов» в депозиты коммерческих организаций».
Кто только и куда только не старался уже эти пенсионные деньги употребить. Что же происходит сейчас и чем это грозит «молчунам»?
Пенсионная реформа началась в 2002 году. Сначала в нее включили граждан моложе 1953 года рождения. Всем открыли счета для накопительной части пенсии и начали копить. Копили аж до 2004 года. Правда, накопить удалось совсем немного, поскольку тогда большинство предприятий и фирм работали «по-серому», уходили от налогов и перечисляли «белыми» только незначительную (чаще всего одну треть) зарплаты работника. Так что отложилось на счетах немного. У кого 10 тысяч, у кого – 15.
В 2004 году правительство «передумало» – подняло возрастную планку до 1967 года, а тем, кто родился с 1953 по 1967 годы – накопительные счета пополнять дальше отказалось. Так они с тех пор где-то и лежат. Ни пополнить их нельзя, ни снять оттуда не получится. Ладно, идем дальше. И объявило тогда государство, что могут оставшиеся в рамках реформы люди свои накопительные части передать в управление негосударственным пенсионным фондам или управляющим компаниям.
Но народ наш верить государству не торопился и решил понаблюдать – чего оно, родимое, еще придумает. И до сих пор 95% наших граждан не проявили никакого интереса к этим накопительным счетам и не передали их в управление и накопление никаким коммерческим структурам. А, следовательно, они по умолчанию, оставались в распоряжении «Внешэкономбанка», уполномоченного государством их хранить и сберегать. Вот за это граждане и заслужили от государства прозвище «молчуны».
Кстати, гениальную фразу сказал один из авторов пенсионной реформы год назад: «Когда с 2005 года людей 1966 года рождения и старше лишили права на накопительную часть пенсии, особого возмущения народного не последовало. Складывается ощущение, что населению реформа просто неинтересна. Многие думают, что все еще 10 раз поменяется и все равно мы останемся ни с чем. И шатания из стороны в сторону только убеждают людей в правоте их подозрений».
Вот в этом-то и вся соль пенсионной реформы. Не верят люди государству. Но мы продолжим. Тем «молчунам», кому посчастливилось родиться после 1967 года и у кого «копится» пенсия на счетах нынешнего «Банка развития и внешнеэкономической деятельности», сообщаем, что за последние три года вы проиграли, господа. Поскольку, согласно методике ФСФР, средняя доходность этого хранилища за последние три года составила только 7,9% годовых. В то время как средний уровень инфляции, рассчитанный по той же методике, за этот период составил 10,59%. Происходит это потому, что согласно законодательству, ВЭБ имеет право вкладывать средства «молчунов» исключительно в госбумаги. Такие бумаги дают невысокий, но стабильный доход.
Инвестиционные возможности у коммерческих управляющей компаний и негосударственных пенсионных фондов намного шире, что позволяет им на растущем рынке показывать доходность значительно выше государственной управляющей компании. Хотя в прошлом году эта консервативная стратегия себя оправдала – ВЭБ управлял пенсионными накоплениями граждан лучше, чем половина частных управляющих компаний, поскольку на падающем рынке доходность НПФ и УК часто бывает ниже результатов ВЭБа, считают эксперты. А именно таким и было поведение рынка в 2007 году.
Метания государства с пенсионной реформой ярко проявлялись и в 2007 году. Ровно год назад Минздрав в лице г-на Зурабова предлагал поступить с непослушными «молчунами» совсем жестко. Вплоть до отказа им в праве распоряжаться накопительной частью пенсии за их пассивную позицию.
Накоплений стало так много, что их буквально некуда было уже девать. А все потому, что пенсионная реформа пошла не так, как было задумано. Вначале власти были уверены, что граждане дружно понесут свои пенсионные накопления в частные управляющие компании и НПФ. Вот г-н Зурабов и предложил оставлять накопительную часть пенсии «молчунов» в Пенсионном фонде России. А там просто «учитывать» их на лицевых счетах с начислением процентов не ниже инфляции. То есть фактически влить накопительную часть пенсии в страховую, из которой, кстати, выплачиваются пенсии нынешним пенсионерам. А если «молчуны» окажутся совсем уж «упертыми» и до 2013 года не захотят перевести свои накопления какой-нибудь частной фирме, то им вообще будет отказано в праве распоряжаться накопительной частью пенсии. Навсегда.
Предложение не прошло. Тогда Президент Путин выступил с «мягкой» инициативой. Чтобы подтолкнуть людей к увеличению пенсионных накоплений и активизировать их в плане преумножения капитала в УК и НПФ, он пообещал «докладывать» от государства по 1 тысяче рублей на каждую вложенную гражданами добровольно тысячу в пенсионную копилку, но не более 10 тысяч рублей в год. Вроде много, но если посчитать, то на приличную пенсию такими темпами нужно копить лет 60, а то и больше, причем инфляция может тоже «скушать» приличную часть.
Сейчас Владимир Дмитриев провозгласил начало нового витка инициатив государства по продолжению пенсионной реформы. Теперь начинает действовать принцип: «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» – коли сами граждане столь индифферентны с размещением своих накоплений, «Банк развития» сделает это за них сам.
Сейчас под управлением ВЭБа находится 360 млрд рублей пенсионных накоплений, из которых около 90% – это средства «молчунов», отметил Дмитриев. Его банк, фактически являющийся государственной управляющей компанией, теперь будет самостоятельно размещать эти средства на депозитах коммерческих банков. Кроме этого, рассматриваются и другие варианты инвестирования. ВЭБ предлагает расширить перечень инструментов за счет облигаций высоконадежных заемщиков, в первую очередь госкомпаний, а также снять ограничения на инвестирование средств в ипотечные облигации. На первых порах предполагается разместить до 90 млрд рублей.
В этой новой системе использования «бесхозных» средств упрямых граждан очень заинтересованы банкиры. Именно они в начале февраля на встрече представителей Ассоциации российских банков с премьер-министром Виктором Зубковым просили разрешить размещение в банках средств Пенсионного фонда, институтов развития и Фонда национального благосостояния. Государство тоже решает этим свою задачу, «убивая одновременно второго зайца», – вливает ликвидность в пошатнувшийся банковский сектор.
Как будет колебаться рынок, будет ли нынешний год таким же «провальным» в плане накоплений, как прошлый, неизвестно. Однако пенсионных деньги – это так называемые «длинные деньги», средний срок обращения которых на рынке 10-20 лет, поэтому есть еще время добавить к этим накоплениям проценты, превышающие уровень инфляции. Единственное, от чего предостерегают эксперты – это повышенные риски при размещении денег в коммерческих банках. Любые потери пенсионных денег могут привести к тому, что «молчуны» заговорят, и это может спровоцировать социальный конфликт с далеко идущими последствиями.
Остается надеяться, что ВЭБ будет делать это осторожно. И выбирать для размещения пенсионных денег только самые надежные банки. «Критерии отбора банков есть – ежеквартально Федеральная служба по финансовым рынкам составляет реестр банков для всех компаний, управляющих пенсионными деньгами (частные УК могут размещать в депозиты до 10% пенсионных накоплений, которыми управляют). Сейчас в списке около 40 банков», – сообщает генеральный директор УК «Пенсионный резерв» Вячеслав Корпушенков.
Сейчас ВЭБ уже размещает свои свободные средства на депозитах в коммерческих банках. Их отобрано около 10, все они утверждены наблюдательным советом госкорпорации. Главное требование к ним — надежность, т. е. высокие рейтинги минимум от двух международных агентств.
Среди банков на встрече с журналистами Дмитриев назвал Сбербанк, ВТБ, «Газпромбанк», «Альфа-банк», «Россельхозбанк», «Возрождение». Сейчас на депозитах в этих банках ВЭБ уже хранит 115 млрд рублей. Вначале они размещались (для пробы) на месяц, затем срок был увеличен до трех месяцев. Лимит на каждый банк установлены в зависимости от его надежности и составляют, по признанию Дмитриева, от 50 млрд рублей и ниже. Процентные ставки по депозитам не назывались.
Так что накопительная часть пенсии «молчунов» не дает покоя чиновникам разных мастей уже который год. И что будет с этими накоплениями, когда рожденные после 1967 года доживут до пенсионного возраста – неизвестно. Может, они вырастут многократно, а может, и вообще исчезнут. «Молчуны» продолжают молчать, памятуя о том, что для государства идеальным гражданином является тот, кто много зарабатывает, регулярно платит налоги, никогда не болеет и умирает в день выхода на пенсию.