Я катаюсь по свету в компании коллег-журналистов, но в последней поездке с Audi круг общения резко сменился. Я оказался среди владельцев новых Audi, то есть людей достаточно обеспеченных. Олигархов, как я понимаю, не оказалось, но по-российским меркам это были люди, которые уже выходят за рамки «народа» в общепринятом смысле. Это круг, кишащий мажорами, баловнями судьбы, директорами-бездельниками, понторезами на тонированных машинах, бандитами и мздоимцами всех мастей. Волчье логово.
Не то чтобы я определял их именно так, но где-то на уровне интуиции ожидал встретить людей, которые четко делят мир на своих и чужих, подают тебе вялую ладонь, слушают только себя и говорят только о себе.
Но уже на второй день я подумал, что родная журналистская братия заносчивей. Она больше пьет, больше галдит, чаще опаздывает и временами ведет себя так, что становится стыдно за профессию (сам я, временами, тоже не исключение). Впрочем, это другая тема.
Что касается богатых, не то чтобы я ощущал себя в их круге своим. Точнее сказать – я очень быстро забыл, что они богатые. Не было ни одного визуального признака, жеста, интонации, которая бы провела между ними и остальным миром какой-то водораздел. Наоборот, если снять эту компанию на видео и попросить определить материальный достаток на глаз, большинство, боюсь, ошибутся в годовом доходе на два порядка.
В отеле, несмотря на бревенчатую конструкцию, оказалась фантастическая слышимость. Поэтому я, не желая, различал разговоры по телефону через три номера от моего. И что я слышал? Я слышал спокойные, доброжелательные интонации. Я слышал очень внятные постановки вопросов. Я слышал умение мотивировать подчиненных. Я слышал доверие к говорящему.
Когда мы оказались на ледовой трассе, я обратил внимание на другие черты: стремление добиться результата и понимание того, как это сделать. Именно психология успешного человека «рулила» моими сокурсниками больше, чем природное мастерство. Я думаю, именно эта психология отправила меня в конец итогового протокола. Одни и те же принципы позволяли им быть успешными в жизни и успешными за рулем. Оценка рисков. Выводы из ошибок. Напор. Вера.
В России образ богатого человека представлен в зловещих тонах. В понимании «народа», то есть большинства людей, в России богатеют случайно и всегда нечестно. Богачи – это беспринципные отбросы общества, которых лютое время вывело на передовую.
Но мне показалось – именно показалось, на уровне ощущений, интуиции – что это лишь нам удобно думать, что богатый человек богатеет в силу своих пороков, а не достоинств. Мне показалось, что отличия богатого россиянина от бедного не всегда сводятся к везению. Или к отсутствию/наличию моральных принципов. Что богатые зачастую попросту лучше разбираются в людях, решительней идут на риск, быстрее ориентируются в ситуации.
Вы можете сказать, что я попал под обаяние минуты. Нет. Я не особенно сблизился с этим кругом и был больше наблюдателем. Хорошее взаимопонимание сложилось лишь с моим напарником по экипажу. И то, что я описал выше, приходило в голову помимо воли.
И еще я подумал, что именно на таких людей обществу и нужно сделать ставку. Не олигархов, нет – мы же не про них говорим. Про сливочный слой миддл-класса, который имеет высшее образование, достаточный набор моральных качеств и умение созидать практически с нуля. Слой борцов, а не пассажиров. Тех, кто в заносе поддает газу, а не истерично тормозит.
Мы никак не можем избавиться от социалистического якоря, что помогать нужно в первую очередь обделенным, и в результате помогаем не только пенсионерам и бюджетникам, но также и тунеядцам, которые ненавидят все, что выше их, даже не утруждая себя вопросом, почему они – в самом низу. И возводя несчастного тунеядца на пьедестал, мы лишаем его последней возможности научиться делать хоть что-то для того, чтобы преуспевать.
Упаси бог, перекоса быть не должно. Я не ратую за какие-то преференции для состоявшихся людей, они в них, зачастую, и не нуждаются. Скорее, речь об общественном мнении. Мне кажется, нужно перестать считать богатство как таковое пороком, и признать, что далеко не все люди на машинах за два-три-пять миллионов занимаются только расхищением бюджета. И еще – дело вовсе не машинах, не в часах, шмотках и прочей атрибутики – это внешнее. Но это внешнее гораздо чаще отражает внутреннюю развитость, чем принято думать.
И поняв это, у нас появляется шанс перестать жаловаться и самим стать состоятельными людьми. И не только в материальном плане: успех ведь не всегда равнозначен прибыли до уплаты налогов.
P.S.: Пока писал, вдруг поймал себя на мысли, что занимаюсь бессознательным плагиатом. И даже вспомнил источник. Сергей Довлатов, «Филиал»: «Завистники считают, что женщин привлекают в богачах их деньги. Или то, что можно на эти деньги приобрести. Раньше и я так думал, но затем убедился, что это ложь. Не деньги привлекают женщин. Не автомобили и драгоценности. Не рестораны и дорогая одежда. Не могущество, богатство и элегантность. А то, что сделало человека могущественным, богатым и элегантным. Сила, которой наделены одни и полностью лишены другие».