В одной из своих песен Александр Розенбаум вспоминает, как в детстве драил пряжку школьного ремня. В 50-60-е годы полстраны ходило в полувоенной форме. Форму носили кондукторы трамваев, почтальоны, железнодорожники, студенты горных институтов и техникумов (сейчас эту традицию возобновили!) и так далее. Даже школьники в гимнастерках и фуражках выглядели как маленькие солдатики. Форма всегда была в почете, к ней относились с уважением. А какое влияние оказала форма на светскую моду? Но сначала – небольшой исторический экскурс.
В начале XIX века военный человек обязан был заботиться о красоте своих ног. А как же! Лосины столь плотно обтягивали ноги, что все достоинства являлись налицо, а о достоинствах нужно было позаботиться загодя. Воспитанники пажеских корпусов накануне перед балом надевали мокрые лосины и ложились в них спать. Утром кожаные штаны высыхали и сидели на ногах туго, как лайковые перчатки. А чтобы коленки не вытягивались, молодых людей выносили на улицу на руках и грузили в кареты, как дрова. Так, в лежачем виде, они на танцы и добирались!
Ну а что же гусары? Гусарская форма, которую мы видим на исторических портретах или в кино, надевалась в особо торжественных случаях – на парады и официальные приемы. Вот какую совсем не романтическую картину рисует современник: «На голове – бесформенный черный цилиндрический колпак, на ногах – грязные серые рейтузы, серый плащ, голое седло с конской попоной сзади, сумка и чемодан спереди». А куда же вся красота подевалась?
А красота на войне не нужна. Вот, например, кивер с султаном. Султан делали из заячьего меха и красили в зависимости от чина, названия полка и проч. и проч. в различные цвета. Краски были нестойкие, ни солнца, ни дождя не выдерживали, так что султан от греха подальше сворачивали в колечко и прятали в кивер. А в кивере, кроме этого, хранилась масса других полезных вещей: трубочка с табаком, щетка для усов, которые, как известно, гусара украшают, нитка, иголка и многое другое.
Ну конечно, перед дамами гусары представали во всей красе! Парадная гусарская форма стоила дорого, по гусарским обычаям офицеры должны были вести праздную жизнь и не скупиться на вино и карточные игры. (Именно по этой причине кавалерист-девица Надежда Дурова, прототип героини фильма «Гусарская баллада», была вынуждена перевестись из гусар в уланы.)
Мундир, особенно военный, вызывал особое почтение и законную гордость. За малейшее нарушение, как бы сейчас сказали в армии, формы одежды можно было поплатиться очень жестоко. Однажды великий князь, заметив оное у офицера Голицина, не посмотрел на его древнюю фамилию и сослал служить на Кавказ с понижением на два чина! Однако некоторые из этих нарушений не только прижились в армии, но и повлияли на современную моду.
Вот, например, кардиган. Во время Крымской войны лорд Джеймс Томас Брюнделл, седьмой граф Кардиган, велел связать себе шерстяную кофту без воротника с застежкой из пуговиц. Лорд очень мерз крымской зимой и тайком поддевал эту кофту под мундир. Пример оказался заразителен, ему последовали другие. После войны кардиган забыли на 100 лет, пока он не был открыт вновь – и кем бы вы думали? – Коко Шанель. Она придумала новый фасон кардигана свободного кроя с большими накладными карманами. Чуть позже появился длинный кардиган – приталенное пальто из плотной ткани.
В битве под Ватерлоо Фицрой Реглан, лорд и впоследствии фельдмаршал, потерял руку. Чтобы скрыть это недостаток, он придумал специальную шинель с проймой, цельнокроеным рукавом и пелериной. Кто сейчас не знает этот фасон?
В первую мировую войну английский фельдмаршал Джон Френч щеголял в пиджаке со стоячим воротником. Этот пиджак так и вошел в историю под названием «френч». Френч очень полюбился диктаторам – его носили Иосиф Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен. И сейчас френч время от времени входит в моду. В прошлом сезоне, например, пользовался популярностью так называемый стайлиш-френч, расшитый металлизированными нитями. Френч белого цвета можно было увидеть на свадьбах – женихи выглядели в них очень необычно и элегантно.
Гастон Огюст Галифе, тоже фельдмаршал, получил ранение, которое изуродовало бедро. Все офицеры носили лосины, и Галифе стеснялся появляться в обществе. Однажды он был приглашен на прием к императору. Его друг, полковник Ковенкюр, а также дочь полковника Анна-Мари, убедили фельдмаршала не пренебрегать этим приглашением. Галифе явился на прием в брюках, которые впоследствии стали носить во многих армиях в мире. В светском обществе брюки-галифе не вызвали насмешек, напротив, наряд фельдмаршала вызвал одобрение, а Анна-Мари вышла за Галифе замуж. Сейчас галифе носят танцоры electro и tectonik – считается, что они очень удобны и отражают стиль этих танцев.
А лосины, хоть они не шьются сейчас из кожи лесных великанов, присвоили себе женщины. Ну разве могли себе представить такое издевательство лихие рубаки прославленных гусарских полков?